Жизнь хороша!
Напомнили мне о битве при Омдурмане и о самом неудачном для англичан ее эпизоде.

Атака 21-го уланского полка.
Вот чего пишут в этих наших онторнетах:
Еще одна неудачная кавалерийская атака: Во время сражения при Омдурмане 2 сентября 1898 года британские уланы (21-й уланский) получили приказ атаковать отступающих махдистов - сотни раненых и струсивших пытались уйти с поля боя. Их прикрывала лишь небольшая группа стрелков. Ринувшиеся в атаку уланы (320 человек) неожиданно оказались перед руслом высохшей реки, в которой скрывался большой отряд повстанцев (до 2500). В происшедшей схватке уланы смогли прорваться сквозь противника, потеряв 21 человек убитыми и 50 ранеными и 119 лошадей. Стычка продолжалась 2 минуты. При этом всего в сражении при Омдурмане англичане потеряли 47 человек убитыми, уничтожив более 10000 махдистов. В этой атаке участвовал У. Черчиль, который использовал пистолет Маузера вместо холодного оружия. И это было мудрым решением - британские сабли и пики ломались, что позже стало причиной большого скандала

В других описаниях картина несколько меняется:
Кавалерия простояла в резерве всю первую часть битвы, когда пехота и артиллерия в течении часа остановили атаку дервишей, деморализовали и отбросили их. После этого 21 уланский полк (310 человек по воспоминаниям У.Ч.) бросают в атаку против отступающих и деморализованных дервишей из отряда Ибрагима Халила, но они натыкаются на отряд под командованием Османа Дигны (в некоторых источниках Дины), опытного командира, сумевшего сохранить в своем отряде дисциплину.
Сначала, по словам Черчилля, они решили, что 150 человек, стоящие чуть в стороне от линии атаки это копейщики и не обратили на них внимания, пока дервиши, оказавшиеся стрелками не открыли огонь. Кавалеристы повернули на них, намереваясь смять их лихой атакой, Черчилль вспоминает: «Затем я достал свой маузер, взвел курок и взглянул вперед. И тут вместо 150 стрелков, которые палили по-прежнему, увидел ложбину, а в ней – отряд стоящих плечом к плечу воинов с пиками».
Отряд атаковал дервишей по диагонали, не пересекая ложбину, а двигаясь вдоль нее.
Первая стычка получилась скоротечной и кровавой, в ней англичане понесли наибольшие потери. Стычка, впрочем, на этом не завершилась, еще несколько столкновений, в которых англичане больше полагались на огнестрел, заставили дервишей отступить.
Всерьез обсуждался вопрос повторной атаки всем полком, но по воспоминаниям того же Черчилля:
«пока продолжалось совещание, возобновлять ли наступление, с поля сражения потянулась страшная вереница: окровавленные лошади, солдаты с ужасными ранами от крючковатых копий, торчащих из тел, искромсанные, с вываливающимися кишками, теряющие сознание и умирающие на наших глазах. Ни о какой кавалерийской атаке уже не могло быть и речи. Горячие головы командиров остыли, – продолжал он, – и до конца дня полк действовал чрезвычайно осмотрительно».
Уланы направились туда, где можно было спешиться и открыть огонь из ружей по флангу противника. После нескольких минут интенсивной перестрелки дервиши отступили. Уланы вернулись к ложбине, которую атаковали ранее. Там они остановились позавтракать.
«В этой ложбине, – вспоминал позже Черчилль, – было тридцать-сорок убитых дервишей. Среди них лежали тела наших двадцати уланов, изрубленных и изувеченных практически до неузнаваемости». с., Черчилль. Биография Гилберт Мартин.
Численность отряда дервишей в этих наших онторнетах несколько преувеличена. Этим объясняется то, что раненых англичан не добили - поле сражения осталось за ними.
Хотя на фоне всего остального сражения этот эпизод можно назвать для махдистов самым успешным.
Я бы так же не стал называть атаку неудачной - несмотря на потери уланы выполнили приказ и на этом участке сражения нанесли махдистам поражение, даже с учетом весьма неожиданных для себя обстоятельств.

@темы: 19 век, Историки негодуэ, Огнестрел